Программа повышения квалификации «Проектирование и реализация учебно-производственного процесса на основе применения профессиональных стандартов, лучшего отечественного и международного опыта» (профессия «Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением (ЧПУ)»)

Специальность:
Фрезеровщик на станках с ЧПУ
Срок освоения:
108 часов
Форма обучения:
очно-заочная

Общая характеристика программы

Программа повышения квалификации (далее – ПК, программа) включает три модуля и обеспечивает освоение компетенций, необходимых педагогическим работникам, реализующим современные образовательные программы, ведущие к получению квалификации.

Первый модуль – методический - посвящен вопросам применения профессиональных стандартов (далее - ПС) при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена. Второй модуль – технологический – реализуется в форме стажировки, направленной на освоение педагогическими работниками компетенций, актуальных для выполнения профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники образовательных программ. Третий модуль – информационно-технологический – обеспечивает опыт применения электронных цифровых учебных материалов и дистанционных образовательных технологий при подготовке рабочих кадров.

Модули могут осваиваться в любом порядке.

Освоение программы ПК завершается итоговой аттестацией, в ходе которой слушатели защищают разработанные с применением ПС и размещенные в системе электронного обучения методические материалы: программы профессиональных модулей, практик, фонды оценочных средств, сценарии занятий и другие элементы, входящие в состав программ под-готовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

1.3. Требования к слушателям (категории слушателей):

  • высшее образование \ среднее профессиональное образование;
  • опыт работы в области разработки и реализации образовательных программ профессионального обучения (далее-ПО), среднего профессионального образования (далее – СПО), дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), ориентированных на под-готовку по профессии «Фрезеровщик на станках с ЧПУ»;
  • опыт работ по наладке фрезерных станков с числовым программным управлением, и обработке деталей.

1.4. Цель и требования к результатам обучения по программе

Программа обеспечивает формирование (совершенствование) следующих компетенций:
ПК 1. Применять под руководством специалиста более высокой квалификации ПС в целях разработки (актуализации) основных образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения по профессии по профессии «Фрезеровщик на станках с ЧПУ».
ПК. 2. Выполнять основные трудовые функции (трудовые действия), предусмотренные профессиональным стандартом для квалификации:
ПК 2.1. Выполнять работы на фрезерных станках с ЧПУ
ПК 3. Использовать под руководством специалиста более высокой квалификации систему электронного обучения для создания и образовательного контента (методических и оценочных материалов) и организации обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие:

  • учебного кабинета или зала для проведения лекционных занятий (по количеству обучающихся), с оборудованным рабочим местом преподавателя (персональный компьютер с выходом в Интернет, мультимедиа-проектор с экраном, доска для записей или флиппчарт);
  • учебных кабинетов для проведения групповых занятий, оборудованных персональными компьютерами с выходом в Интернет (по количеству обучающихся), мультимедиа-проектором с экраном, доской для записей или флиппчартом;
  • учебных кабинетов, лабораторий (компьютерных классов) и производственных участков (перечень оборудования кабинетов, лабораторий, производственных участков, рабочих мест кабинетов, лабораторий, производственных участков, технических средств обучения приведен в рабочей программе учебного модуля 2)
  • для доступа к дистанционному электронному учебному курсу (учебный модуль 3): компьютер/ноутбук с подключенной сетью «Интернет» (предпочтительно разрешение мониторов Full HD (1920 x1080), ОС Microsoft Windows 10 Pro, браузер Google Chrome (последняя версия), MS Office, графический редактор).

Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополни-тельной литературы приведен в рабочих программах учебных модулей.

Организация образовательного процесса

Реализация программы подразумевает практикоориентированную подготовку.

Лекционные занятия проводятся с большими группами обучающихся (до 120 человек). Практические занятия проходят в малых группах (оптимальное количество обучающихся 20-25 человек). Стажировка может быть организована как в группе, так и индивидуально в мастерских образовательной организации или на базе предприятия.

Аудиторные занятия по программе модуля 1 проводятся в течение 2 дней. Затем слушатели самостоятельно при наличии консультационной поддержки дорабатывают методические материалы и представляют их для проведения промежуточной аттестации в форме зачета на основе экспертизы работ.

Практика-стажировка (модуль 2) реализуется концентрировано. По усмотрению организатора обучения практика может реализовываться рассредоточено в соответствии с раз-делами программы. На практике обучающиеся выполняют работы под руководством мастера (наставника) и ассистента, отвечающего за наличие и работоспособность оборудования, инструментов, а также за обеспечение расходными материалами.

Промежуточная аттестация проводится в форме оценки выполнения комплексного практического задания (заданий).

Программа модуля 3 реализуется дистанционно, как правило, на рабочем месте слушателя. В процессе обучения осуществляется методическое сопровождение слушателей по вопросам обучения (дистанционно с использованием электронной почты и технологий голосового общения).

Освоение программы завершается итоговой аттестацией в форме презентации и за-щиты портфолио.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров и наставников на производстве:
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1
высшее образование, опыт научно-методической деятельности в сфере подготовки кадров, разработки контента системы квалификаций, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, опыт преподавания по программам повышения квалификации
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 2
высшее образование или среднее профессиональное образование в области машиностроения; желателен опыт педагогической деятельности не менее 3 лет;
для наставников - опыт выполнения по наладке обрабатывающих центров с программным управлением и обработке деталей не менее 3 лет.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3
высшее образование, опыт научно-методической деятельности в сфере подготовки кадров, разработки электронного учебного контента системы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, опыт преподавания по программам повышения квалификации.

3. ФОРМЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ

По программе предусмотрены промежуточная и итоговая аттестация.

3.1. Оценочные материалы для промежуточной аттестации

Требования к промежуточной аттестации, в том числе оценочные материалы, размещаются в программе каждого из трех модулей.

3.2. Оценочные материалы для итоговой аттестации

К итоговой аттестации допускаются слушатели, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по всем модулям.

Итоговая аттестация проходит в форме защиты портфолио.

В состав портфолио входят:

  • актуализированная с применением ПС программа профессионального модуля;
  • оценочное средство для оценки освоения программы профессионального модуля
  • материалы (документы), подтверждающие успешное прохождение стажировки.

Материалы портфолио предварительно представляются для камеральной экспертизы, затем выносятся на защиту. К защите должна быть подготовлена презентация (5-7 слайдов). Время на представление портфолио одного слушателя – не более 30 минут, включая ответы на вопросы экспертов. Вопросы экспертов обеспечивают уточнение результатов предвари-тельного анализа методических материалов и подтверждение факта самостоятельного выполнения слушателем представленных работ.

Материалы, необходимые для итоговой аттестации, и критерии оценки приведены в таблице.

Результаты освоения программы повышения квалификации

Объекты оценивания

Основные критерии оценки

ПК 1. Применять под руководством специалиста более высокой квалификации ПС в целях разработки (актуализации) основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения.

ПК 3. Использовать систему электронного обучения для создания и образовательного контента (методических и оценочных материалов) и организации обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам

Разработанные на основе ПС и размещенные в системе электронного обучения методические материалы:

- актуализированная программа профессионального модуля

- оценочные средства для оценки освоения программы профессионального модуля

1. Критерии для оценки представленных материалов: Соответствие методических материалов действующему законодательству и образования

1.1. Критерии оценки разработанной программы профессионального модуля:

- соответствие требований к результатам освоения программы профессионального модуля положениям ПС;

- обоснованно отобранная профессионально значимая информация в содержании обучения,

- применение практико-ориентированных образовательных технологий;

- соответствие процедуры и критериев оценки освоения профессионального модуля установленным программой модуля результатам

1.2. Критерии оценки оценочных средств

- оценочное средство валидно: соответствует задаче оценивания (проверяемому результату обучения);

- оценочное средство надежно (уровень сложности заданий соответствует проверяемым результатам);

- критерии оценки результата позволяют провести объективное оценивание результатов;

- приведены четкие правила оформления результатов оценивания.

2. Критерии для оценки презентации и защиты разработанных материалов:

Наличие в презентации обоснования применения конкретных положений ПС для создания методических материалов

Представление в ходе защиты алгоритма применения ПС при разработке методических материалов Корректное использование терминов, характеризующих ПС, образовательные программы, процедуры установления соответствия между ними

Четкость и полнота ответов на вопросы экспертов

ПК 2. Выполнять основные трудовые функции (трудовые действия), предусмотренные ПС для квалификации, которую осваивают выпускники основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения.

Портфолио, содержащее документы, подтверждающие выполнение видов работ, предусмотренных стажировкой (перечень документов устанавливается на основании требований к результатам освоения программы стажировки и описания аттестации по данному модулю)

Положительное экспертное заключение на процесс (процессы) или продукт (продукты) деятельности слушателя

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России