Новая модель повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования

1. Актуальность создания модели повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительного профессионального образования ДПО

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2042-р в структуре Национального агентства развития квалификаций Российской Федерации в целях развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров был создан Базовый центр подготовки кадров.

В настоящее время основными проблемами подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в соответствии с потребностями рынка труда являются:

  • слабо развитая инфраструктура, обеспечивающая обучение рабочих кадров;
  • отсутствие структур, готовых осуществлять научно-методическое обеспечение;
  • низкая материально-техническая оснащенность подготовки в профессиональных образовательных организациях, низкая обеспеченность педагогическими кадрами, соответствующего уровня и профиля;
  • отсутствие системы статистического наблюдения, низкая достоверность информации о потребностях в рабочих кадрах по отраслям и регионам;
  • отсутствие централизованных информационных ресурсов.

Сложившаяся система подготовки рабочих кадров сегодня состоит из двух слабо связанных друг с другом секторов: системы СПО и системы корпоративного обучения на производстве.

Система СПО в основном ориентирована на первичную подготовку рабочих по окончании 9 или 11 классов, является общедоступной, руководствуется при реализации программ подготовки ФГОС, отстает по уровню материально-технического оснащения и кадрового обеспечения от быстро развивающихся производств. При этом обладает развитой инфраструктурой и имеет государственное финансирование. Для СПО сегодня остро стоит проблема материально-технического обеспечения практикоориентированного обучения и уровня профильной технологической подготовки педагогических кадров.

Система корпоративного обучения ориентирована в основном на подготовку взрослых рабочих уже имеющих базовую квалификацию, реализует короткие программы обучения для формирования востребованных на предприятии квалификаций и организовано на базе предприятия, доступность программ определяется работодателем. При этом, базирование в условиях конкретных производств обеспечивает данной системе высокий уровень материально-технического обеспечения, педагогические кадры и наставники обладают высоким уровнем профильной технологической подготовки, являясь действующими кадровыми специалистами предприятий. Как правило, учебные центры предприятий испытываю дефициты в методической и педагогической готовности преподавателей к реализации программ.

В настоящее время одной из наиболее значимых проблем в подготовке рабочих кадров является отсутствие управляемой и скоординированной системы организационно-методического обеспечения функционирования и развития повышения квалификации педагогов профессионального обучения, СПО и ДПО. Фактически не существуют системы научно- методического обеспечения, информационной базы образовательных ресурсов, консультирования организаций, реализующих программы повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения. В сложившихся условиях, очевидно, что средства, выделяемые как государством, так и работодателями могут расходоваться неэффективно. Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров не решается, прежде всего, по причине хаотичного функционирования системы подготовки педагогов, готовых к продуктивной реализации профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.

2. Цели и задачи реализации модели повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО И ДПО

Представленная модель ориентирована на достижение следующих целей и решение комплекса задач при ее внедрении:

Цель: формирование в Российской Федерации системы дополнительного профессионального образования педагогов, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, в т.ч. подготовку на производстве, в соответствии с потребностями – профильно-технологическая для мастеров и преподавателей организаций СПО, и педагогическая подготовка для преподавателей учебных центров предприятий.

Задачи:

  • обеспечить создание региональных и межрегиональных координаторов –организаций, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования (далее – организации-координаторы ПК);
  • разработать систему взаимодействия Базового центра с организациями-координаторами ПК;
  • выявить места лучших практик по организации обучения на производстве, включая стажировки для обучения преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников;
  • разработать систему взаимодействия организаций-координаторов ПК с органами исполнительной власти регионов, региональными объединениями работодателей, советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК);
  • обеспечить взаимодействие координаторов с обучающими организациями (профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, учебные центры на производстве);
  • разработать научно-методическое обеспечение реализации программ обучения педагогических кадров и наставников на производстве, создать информационный ресурс для его хранения, актуализации и распространения;
  • разработать систему организационно-методической поддержки развития взаимодействия организаций – партнеров в рамках представленной модели;
  • создать информационный ресурс, поддерживающий ПК педагогических работников профессионального обучения, СПО и ДПО, в т.ч. освещающий деятельность производственных организаций, межрегиональных центров компетенций, ресурсных центров и других организаций, готовых проводить стажировки для мастеров производственного обучения, преподавателей, предоставляющий информацию о целях (результатах), содержании стажировок, условиях их проведения;
  • обеспечить консультационную поддержку организаций – партнеров, взаимодействующих в рамках представленной модели.

В основе предлагаемой модели ПК лежит:

  • переход от модели с доминированием психолого-педагогического содержания к практикоориентированной модели методической и технологической направленности, включающей стажировку педагогических работников по профилю профессиональной деятельности, в т.ч. в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
  • модульный принцип построения образовательных программ, использование сетевых форм их реализации;
  • применение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и электронных образовательных ресурсов.

Реализация задач повышения квалификации данной категории педагогических работников требует создания условий, включающих в себя высокую материально-техническую и кадровую обеспеченность, максимальной приближенности к условиям действующих высокотехнологических производств, возможности получения подтверждаемой в системе независимой оценки квалификаций компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с профилем преподаваемых профессий и специальностей. Места обучения педагогов профессионального обучения в рамках модели условно называются «Лучшие практики».

Задачи мест обучения:

  • создание учебных мест для профильно-технологической подготовки педагогов профессионального обучения и образования;
  • создание условий для продвижения и тиражирования лучших программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки;
  • повышение престижа рабочих профессий.

Типология мест обучения:

  • региональные (межрегиональные) и (или) отраслевые практики;
  • практики профессиональных образовательных организаций и организаций;
  • практики корпоративных образовательных структур.

3. Функциональная структура модели повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО и ДПО (информационные потоки; система

Блок-схема модели повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО и ДПО

Рисунок 1. Блок-схема модели повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО и ДПО

3.1. Система организации

На федеральном уровне Базовый центр (далее – БЦ) осуществляет взаимодействие с Минтрудом России, Минобрнауки России, Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, Советами по профессиональным квалификациям (СПК), Российским союзом промышленников и предпринимателей, иными объединениями и организациями работодателей (РСПП).

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают общесистемное руководство деятельностью БЦ, формируют государственное задание, обеспечивают финансирование деятельности по его выполнению.

БЦ организационно и методически обеспечивают взаимодействие организаций, осуществляющих подготовку и повышение квалификации рабочих кадров и СПК по вопросам востребованности тех или иных квалификаций, особенностям формирования программ подготовки специалистов, наличию эффективных практик подготовки рабочих кадров на предприятиях, экспертной и консультативной поддержки образовательной деятельности на местах.

На региональном уровне БЦ организационно обеспечивает создание и деятельность организаций – координаторов ПК, формирующих сеть повышения квалификаций педагогов профессионального образования и обучения. Организации – координаторы ПК, как правило, - это организации, занимающие лидирующее положение в субъектах Российской Федерации в сфере подготовки и повышения квалификации рабочих кадров, заинтересованные в формировании условий сетевого сотрудничества. Предусматривается, что БЦ вырабатывает условия отбора координаторов в соответствии с разработанными требованиями и финансирует их деятельность по реализации программ повышения квалификации в период работы в пилотном режиме.

В дальнейшем БЦ могут поддерживаться, в т.ч. финансироваться программы повышения квалификации (модули программ), обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Задачи организаций-координаторов ПК заключаются в сборе информации о потребности в рабочих кадрах, их структуре и направлениях, исходя из которой, формируется структура запроса на подготовку педагогов профессионального образования и обучения. Координатор анализирует возможности региона или регионов, в случае если это межрегиональный координатор, и формирует базу данных по принципу «заказчик образовательных услуг – провайдер образовательных услуг». Если в зоне ответственности координатора имеются необходимые образовательные ресурсы для удовлетворения потребностей, он организационно и методически сопровождает заключение договоров между организациями-заказчиками и организациями-провайдерами образовательных услуг. Если в зоне территориальной ответственности не обнаруживается необходимых провайдеров, координатор обращается к базе данных Базового центра и при его консультативной и организационной поддержке выстраивает логистику получения нужных образовательных услуг в других регионах.

Не менее важным представляется участие координирующих организаций в реализации программ повышения квалификации педагогов СПО за счет региональных субвенций. Во многих регионах Российской Федерации сложилась малоэффективная практика передачи финансирования в рамках субвенций на повышение квалификации педагогов профессионального образования «штатным институтам» региональных министерств и департаментов образования. Как правило, это приводит к тому, что предлагаются образовательные услуги, не в полной мере отвечающие реальным потребностям повышения квалификации педагогов. Как правило, учет результатов повышения квалификаций ведется в часах и удостоверениях о прохождении курсов, без учета их профиля и востребованности. Выработался принцип удобства института повышения квалификации, как главного приоритета в разработке программ. Из года в год предлагаются вариации одних и тех же программ с условным названием «новые технологии образования». В результате профильная и технологическая квалификация преподавателей и мастеров производственного обучения остается без внимания, тем более, что региональные институты повышения квалификации не обладают материально-технической базой и кадрами, отвечающими требованиям профильного и технологического повышения квалификации и в то же время не намерены реализовывать сетевые программы. Профессионально-общественная аккредитация программ повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения оказалась вне зоны внимания региональных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию образовательной политики, хотя действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» это предусмотрено. Региональная (межрегиональная) организация-координатор может оказать существенное влияние на прогрессивное изменение сложившейся ситуации, путем участия в формировании заказа на повышение квалификации педагогов профессионального образования и обучения, совместно с региональными органами исполнительной власти и объединениями работодателей.

В перспективе региональные (межрегиональные) координирующие организации должны занять важное место в региональных структурах, призванных формировать государственный заказ на повышение квалификации педагогов профессионального образования и обучения и финансироваться из региональных бюджетов.

3.2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение деятельности БЦ за счет федерального бюджета направлено на решение следующих задач:

  1. Разработка, методическое обеспечение и реализация современных программ повышения квалификации для разных целевых категорий (преподавателей, мастеров производственного обучения, работодателей) по вопросам модернизации образовательных программ и технологий, процедур оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций с учетом требований профессиональных стандартов.
  2. Методическая поддержка предприятий (организаций, компаний), реализующих внутрифирменное обучение рабочих кадров.
  3. Консультационное сопровождение иностранных инвесторов, заинтересованных в подготовке рабочих кадров для иностранных предприятий, организаций, компаний, действующих на территории России.
  4. Разработка рекомендаций и проведение консультаций по внедрению современных технологий оценки качества подготовки кадров с применением информационных технологий.
  5. Организация экспертизы учебно-методических материалов, фондов оценочных средств, технологий обучения и др., применяемых для реализации программ подготовки рабочих кадров.

В рамках каждой из задач предусматривается создание продуктов, которые будут использоваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Помимо создания методических продуктов и консультационной поддержки БЦ имеет возможность осуществлять финансирование реализации современных программ повышения квалификации для разных целевых категорий (преподавателей, мастеров производственного обучения, работодателей) по вопросам модернизации образовательных программ и технологий, процедур оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций с учетом требований профессиональных стандартов в пилотном режиме.

Финансирование региональных структур повышения квалификации предусматривается за счет средств регионов, выделяемых на повышение квалификации педагогических работников, а также за счет внебюджетных средств самих организаций, осуществляющих обучение.

Финансирование организаций – координаторов ПК может осуществляться за счет средств выделяемых из региональных программ развития образования (профессионального образования), в случае если данное направление расходов будет заложено в региональные бюджеты. Альтернативой бюджетному финансированию является финансирование деятельности по координации из средств самих организаций, полученных от ведения образовательной деятельности, так как предусматривается, что все организации – региональные координаторы являются либо организациями ДПО, либо организациями, реализующими программы ДПО.

На региональном уровне предусматриваются следующие задачи, требующие финансирования:

  • актуализация данных прогнозов потребности в повышении квалификации педагогов профессионального обучения и образования;
  • формирование региональных баз данных о потребителях услуг по повышению квалификации педагогов профессионального обучения и образования;
  • информационное обеспечение трансляции методических разработок БЦ;
  • организационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия провайдеров образовательных услуг.

3.3. Методическое обеспечение

Задачи БЦ ориентированные на методическое обеспечение разработки и реализации программ повышения квалификации педагогов профессионального обучения и образования заключаются в следующем:

  • разработка современных программ повышения квалификации для разных целевых категорий (преподавателей, мастеров производственного обучения, работодателей);
  • пилотная реализация современных программ повышения квалификации для разных целевых категорий (преподавателей, мастеров производственного обучения, работодателей) по вопросам модернизации образовательных программ и технологий, процедур оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций с учетом требований профессиональных стандартов;
  • организация экспертизы учебно-методических материалов, фондов оценочных средств, технологий обучения и др., применяемых для реализации программ подготовки рабочих кадров.

Решение поставленных задач предусматривает создание методических продуктов (программ, учебно-методических материалов, фондов оценочных средств и др.) по ограниченной номенклатуре профессий, например, наиболее востребованным и перспективным профессиям. Данные продукты являются образцами для разработчиков аналогичных программ субъектов РФ. Задача БЦ – разработать универсальные алгоритмы создания программ и учебно-методического обеспечения, транслировать их организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, оказать методическую поддержку разработки и реализации аналогичных программ на местах.

Важным элементом методической поддержки является обеспечение объективной экспертизы учебно-программных материалов, которая, в свою очередь, требует разработки системы критериев, технологии экспертизы и создания экспертного сообщества.

3.4. Консультационная поддержка

Консультационная поддержка организаций, реализующих программы повышения квалификации педагогических работников осуществляется в диалоговом режиме в рамках работы информационной системы БЦ. Система консультационной поддержки предусматривает следующие сервисы: «вопрос – ответ», информация о наиболее часто задаваемых вопросах и «новостная лента». Партнеры БЦ могут получить консультации как через портал БЦ, так и у экспертов пилотных площадок.

4. Принципы отбора направленности (профилей) программ повышения квалификации и формирования требований к их результатам, содержанию, структуре

Основным принципом отбора направленности (профиля программ повышения квалификации) педагогов профессионального образования и обучения является их востребованность для подготовки квалифицированных рабочих кадров для региональных рынков труда.

Вторым принципом отбора программ является их опережающий характер, поскольку подготовка педагогов профессионального образования и обучения должна предварять не менее чем на один год введение программ подготовки самих рабочих кадров.

Третьим принципом является возможность независимой оценки квалификации прошедших обучение, по программе.

Система требований к результатам освоения программ повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения включает в себя:

  1. соответствие утвержденным профессиональным стандартам;
  2. оценка результатов в соответствии с процедурами и содержанием независимой оценки квалификаций;
  3. возможность получения и фиксации опыта производственной деятельности.

5. Организационная схема реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических кадров профессионального образования и обучения

Реализация программ повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения должна носить модульный характер. Под модулем понимается завершенная часть программы, ориентированная на освоение обучающимся конкретной трудовой функции или на освоение комплекса знаний и умений, совершенствующих имеющуюся компетенцию. В ходе реализации модуля предусматривается три основные части: теоретическая часть, практическая часть и оценка квалификации, либо усовершенствованной компетенции.

Вне зависимости от продолжительности программы повышения квалификации, она должна завершаться профессиональным (квалификационным) экзаменом с получением как удостоверения о повышении квалификации, так и свидетельства о квалификации. В отдельных случаях, особенно когда речь идет о повышении квалификации инженерно-педагогических кадров в части содержания специальных дисциплин или педагогической подготовки, профессиональный экзамен может не проводиться.

Важным требованием к программам повышения квалификации является принцип практикоориентированности, который нацеливает программу на подготовку слушателя к решению конкретных производственных задач. Принцип практикоориентированности не регламентирует соотношение «теории и практики», их баланс определяется задачами конкретной программы. При этом результатом освоения программы всегда является готовность к решению конкретных производственных задач.

Важным в реализации данного типа программ является обучение на конкретных рабочих местах. Как правило, это достигается сетевыми формами организации, когда частью программы является стажировка на рабочем месте: на производстве, если речь идет о технологической подготовке, либо в образовательной организации, если осуществляется педагогическая подготовка. При этом даже если программа реализуется в форме стажировки, ее структура все равно содержит теоретическую и практическую часть. Стажировка предусматривает тренинг в выполнении конкретных производственных задач. Программа стажировки, как и программам практики должна включать задачи отработки конкретных трудовых приемов, методов и технологии деятельности работника с указанием продолжительности и конкретных видов работ.

В большинстве случаев сетевая организация предусматривает раздельное изучение теории и освоения практических приемов работы. Для инженерно-педагогических кадров базой теоретического обучения могут быть ведущие кафедры университетов, организации среднего профессионального образования, научные организации и т.д. Практическое обучение должно быть организовано непосредственно на рабочих местах соответствующей квалификации, либо в исключительных случаях, на тренажерах и в аналогичных имитирующих средах.

6. Структура информационного ресурса базового центра по поддержке повышения квалификации педагогических работников

Информационные ресурсы БЦ представляют собой электронные базы данных открытого и закрытого доступа.

Аналитическая служба БЦ организует сбор информации о региональных потребностях в рабочих кадрах и потребностях в ПК педагогов профессионального образования и обучения соответствующих профилей подготовки, в контексте субъектов Российской Федерации. Данный информационный ресурс необходим для внутреннего анализа потребностей региональных рынков труда и выявления, наиболее востребованных и массовых направлений подготовки по которым должна планироваться разработка программ и научно-методического сопровождения их реализации. Данные из этого информационного ресурса могут предоставляться рабочим группам СПК, федеральным органам исполнительной власти для сопоставления с данными официальной статистики, для принятия решений.

Информационный ресурс «Разработчики и эксперты» представляет собой базу персональных данных об организациях и физических лицах, принимавших участие в разработке профессиональных стандартов и программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения. Информация должна быть представлена в разрезе конкретных квалификаций, профессий и специальностей.

Информационный ресурс программы обучения должен аккумулировать программы повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения, которые были разработаны и применялись в различных регионах. Данный информационный ресурс может использоваться в качестве источника для разработчиков учебных пособий и других аналогичных программ, составления сетевых модульных программ и т.д. Использование данного ресурса нуждается в урегулировании авторских и смежных прав.

В открытом доступе на сайте БЦ размещаются три информационных ресурса:

  1. Информация о «Лучших практиках», включая их описание, данные о результатах конкурсных отборах, контактная информация;
  2. Реестр стажировочных площадок по востребованным и актуальным профессиям. Данный информационный ресурс представляет собой результаты анализа данных, представленных Советами профессиональных квалификаций и данных, полученных от региональных координаторов.
  3. Перечни программ повышения квалификаций педагогов профессионального образования и обучения. Данный информационный ресурс предназначен для региональных (межрегиональных) координаторов, провайдеров программ повышения квалификации в регионах, для ориентации в массиве имеющейся учебно-программной и методической документации по разным профилям и направлениям, по которым уже имеются разработанные и прошедшие профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы. Заинтересованные в получении готовых программ организации будут иметь возможность обратиться в Базовый центр для получения консультаций и учебно-программной документации;
  4. Сервисы системы консультационной поддержки:
    • «вопрос – ответ»;
    • информация о наиболее часто задаваемых вопросах;
    • «новостная лента».
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России