Учебные модули

Урок 1: Обучение с ориентацией на действие

Что означает «Ориентация на действие»

Изучение профессиональных действий

Ориентация на действие в профессиональном обучении подразумевает, что изучению подлежат компетентные профессиональные действия. Ориентированное на действие обучение должно передавать не только навыки и знания, необходимые для практического осуществления трудовой деятельности, но готовить их успешно реализовывать.

Целью является передача компетенции действия

Способность к самостоятельному планированию, проведению и контролю трудовой деятельности

Целью ориентированного на действие обучения является передача компетенции действия. Большинство вновь появившихся положений об обучении определяют компетенцию действия как способность к самостоятельному планированию, ведению и контролю трудовой деятельности.

Самостоятельное изучение

Компетенция самообучения как обязательная цель обучения

Способность к самостоятельному планированию, ведению и контролю различает квалифицированную деятельность и деятельность поверхностного усваивания. Поэтому самостоятельность является обязательной целью обучения и содействует самостоятельности в его процессе и в дальнейшем, после окончания обучения. Возрастает спрос на компетенцию самообучения работников, как предпосылки для того, чтобы справляться с техническими и организационными изменениями.

Квалификация и компетенция

Квалификации передаются согласно плану, компетенции приобретаются с опытом

Обучение с ориентацией на действие направлено на формирование квалификации и компетенции. Под квалификациями понимаются способности, умения и знания, планомерно и систематически передающиеся в процессе обучения с ориентацией на действие.

Под компетенцией понимается то, что в целом приобретается с опытом. Формирование квалификаций может быть запланировано, на полное освоение компетенций влияют только условия, среда обучения. В полной мере они развиваются только с опытом работы. Выпускник обладает достаточной квалификацией для того, чтобы выполнять работу, но она растет и развивается с опытом.

Обучение на заданиях, типичных для профессиональной деятельности

Компетенция действия приобретается посредством обучения на заданиях, типичных для профессиональной деятельности

Компетенция действия может быть приобретена только посредством деятельности. Профессиональная компетенция формируется только посредством типичных для профессиональной деятельности действий. Обучение с ориентацией на действие для этой цели осуществляется, по возможности, на типичных для профессии заданиях. Отрабатываются компетенции, необходимые для успешного и выполняемого на профессиональном уровне конкретного задания.

Задача обучения для формирования определенной компетенции становится главной категорией планирования любого обучения с ориентацией на действие.

Модель завершенного действия

Целенаправленное действие охватывает планирование, исполнение и контроль

Ориентированное на действие обучение опирается преимущественно на модель завершенного действия. Модель завершенного действия была разработана наукой о труде для оценки качества требований к работе. Она охватывает шесть ступеней:

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 

Цикличность действий

Изучается посредством повторяющихся, завершенных действий

Для обучения модель завершенного действия чаще всего изображается в виде круга. Таким образом разъясняется, что завершенное действие не однократный процесс, а циклическая отработка шести ступеней. При этом оценка является предварительной информацией для следующего цикла.

Модели для обучения действию

Модель завершенного действия

Информирование Оценка Планирование Контроль Принятие решения Исполнение

Метод завершенного действия

В профессиональном образовании завершенное действие рассматривается как метод обучения


Возврат к списку


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России