Дуальная система обучения

Дуальная система обучения — самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.

Более 50% выпускников средних школ Германии, по данным национального доклада страны о развитии профессионального образования за 2012 год, выбирают именно эту траекторию. Система подразумевает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в профессионально-техническом училище.

Особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без определенным образом организованной практики.

В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно. Так, в статье 64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 года говорилось о том, что «предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением».

В трудное время 90-х годов XX века это налаженное на основе централизованной государственной власти взаимодействие разрушилось, но потребность в нем, разумеется, не могла исчезнуть. Просто понадобились новые механизмы, соответствующие новым условиям социально-экономического развития. И дуальная система обучения в современности стала рассматриваться как один из возможных механизмов.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно — и сферу деятельности».

«Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях», — сказал Президент России.

«Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики — это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете, мы много раз тоже об этом говорили, одна из ключевых задач развития», — подчеркнул он.

По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года запущен системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 13 субъектов Российской Федерации. В соответствии с определением на сайте АСИ, «дуальное образование — вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе».

Но не секрет, что ни в одной стране мира не удалось повторить собственно немецкую дуальную систему. Пожалуй, не стоит такая задача и в России. Заслуживают внимания и осмысления, адаптации к отечественной системе профессионального образования отдельные ее элементы.

Важно понимать, что отличает эту систему, делает неповторимой для других стран. Это важно, так как Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы найти свои основания для собственной неповторимости, вбирая лучший опыт.

Перевод материалов Министерства иностранных дел ФРГ, подготовленный специально для российской аудитории сотрудниками Федерального института профессионального образования Германии (BIBB).

Германская система дуального профобразования формировалась в течение веков. При этом понятие «дуальное» описывает профобразование, организованное и осуществляемое предприятиями по принципу «on the job», к которому добавляется теоретическое обучение в государственных профессиональных школах. В Германии содержание программы обучения определяют государство и бизнесс-объединения с участием социальных партнеров. При этом предприятия определяют практические требования, государство совместно с предприятиями — необходимые теоретические знания, соединение со школьной общеобразовательной системой и минимальную квалификацию как условие, необходимое для официального признания профессии, по которой получено образование, государством. Наряду с чисто профессиональными достижениями в рамках профобразования уделяется внимание социальной компетенции, компетенции действий, например, в том, что касается самостоятельности действий, дисциплины на производстве, работоспособности и способности нести ответственность. На данный момент в Германии получить образование по дуальной системе можно по 344 профессиям.

В рамках дуальной системы организации работодателей инвестируют значительные средства в обучение на предприятии. Они предоставляют материалы и рабочую форму для обучающихся, финансируют преподавательский состав на производстве (наставников) и оплачивают труд учеников в период обучения. Однако эти инвестиции оправдывают себя: предлагая обучение непосредственно у себя, предприятия могут проводить систематическую и долгосрочную кадровую политику. Кроме того, уже в ходе обучения учащиеся вносят немалый вклад в производство непосредственно на предприятии, а по некоторым специальностям «окупаемость инвестиций» наблюдается уже на третий год обучения.

В конечном итоге из системы дуального образования извлекают пользу все: предприятия получают кадры, которые полностью соответствуют их производственным требованиям. Польза для работников заключается в том, что они благодаря полученной квалификации стабильно получают более высокую оплату своего труда. Выданный им торгово-промышленной палатой сертификат о профессиональном образовании подтверждает наличие у них признанной по всей стране профессиональной квалификации. Государство, инвестирующее крупные суммы как в создание профессиональных школ, так и в подготовку преподавателей для этих школ, получает квалифицированные кадры — решающий фактор успешного экономического развития на длительную перспективу. Но прежде всего, солидная профессиональная подготовка открывает молодым людям долгосрочное профессиональное будущее и тем самым и жизненную перспективу. Профессиональная подготовка закладывает также основу для успешной самостоятельной предпринимательской деятельности. Немецкая поговорка гласит: «Ремесло — золотое дно». О важной роли этого общественно-политического аспекта свидетельствует «арабская весна», в ходе которой отсутствие перспектив у молодого поколения, включая безработных с высшим образованием, подготовленных без учета общественных потребностей, послужило катализатором переломных событий.

Очевидный факт, что такую сложную систему нельзя в кратчайшие сроки перенести на другие страны. Однако, уже проведение отдельных мер, опирающихся на основные принципы системы дуального образования, а именно на подготовку с ориентацией на практическую работу, может основательно повысить уровень квалификации рабочей силы. К таким мерам относятся, например, интеграция стажировок в процесс обучения, взаимодействие государственных учебных центров с предприятиями или ориентированные на практические потребности меры повышения квалификации преподавателей профессиональных школ.

Презентация отдела международного сотрудничества Федерального института профессионального образования Германии

«Дуальная система профессионального образования»

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России