Лучшие практики подготовки рабочих кадров

Для того чтобы подать заявку, на участие в конкурс, необходимо зарегистрироваться.

 

Порядок формирования базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и международных практик

1. Общие положения

1.1. Порядок формирования базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и международных практик (далее – Порядок) определяет:

задачи отбора лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров (далее – отбор лучших практик, лучшие практики);
участников отбора лучших практик (претендентов);
перечень номинаций, по которым производится отбор лучших практик;
перечень критериев для отбора лучших практик;
требования к структуре описания лучших практик;
процедуру отбора лучших практик.

1.2. Задачи отбора лучших практик:

создание условий для продвижения и тиражирования лучших практик;
поддержка лучших практик;
повышение престижа рабочих профессий.

1.3. В процедуре отбора лучших практик могут принимать участие образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, которые реализуют программы профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительные профессиональные программы, а также предприятия, ассоциации, объединения работодателей, советы по профессиональным квалификациям и др. Опыт может быть заявлен как от одной организации (предприятия, ассоциации, объединения), так и от коллектива организаций (предприятий, объединений и др.).

1.4. Отбор лучших практик проводится в следующих номинациях:

1.4.1. «Мы – партнеры»: государственно-частное, муниципально-частное партнерство в профессиональном образовании; социальное партнерство, взаимодействие образовательных организаций и работодателей;

1.4.2. «Электронное образование для поколения NEXT»: применение электронного обучения и информационных коммуникационных технологий;

1.4.3. «Профессиональные стандарты - инструменты подготовки профессионалов»: применение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена;

1.4.4. «Кадры профессионального образования»: решение задач кадрового обеспечения профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), в том числе подготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников, их закрепление, привлечение к преподаванию специалистов-практиков, подготовка и организация деятельности наставников на производстве;

1.4.5. «От профессионального выбора к успешной карьере»: практики профориентационной деятельности, поддержки профессионального развития обучающихся по программам профессионального обучения, СПО и ДПО.

1.4.6. «Равные возможности»: профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.5. Отбор производится отдельно для практик различного масштаба и направленности:

коллективные практики (региональные (межрегиональные) и(или) отраслевые практики, совместные практики нескольких образовательных организаций, предприятий, объединений, ассоциаций и др.) – отбор проводится по всем номинациям;
практики отдельных профессиональных образовательных организаций, организаций ДПО, в т.ч. реализованные с участием работодателей, объединений работодателей, иных организаций – отбор проводится по всем номинациям;
практики корпоративных образовательных структур (университетов) – отбор проводится по всем номинациям кроме номинации «Мы - партнеры».

2. Критерии для отбора лучших практик

2.1. Актуальность практики:

  • практика обеспечивает подготовку кадров, необходимых для решения задач технологического развития экономики и промышленного роста, соответствие квалификации выпускников требованиям работодателей и рынка труда;
  • практика показала успешность в современных условиях (не является устаревшей);
  • практика имеет демократичный характер (в процесс принятия решений вовлечены различные заинтересованные стороны, минимизировано использование административных механизмов)

2.2. Результативность практики:

  • полученные результаты значимы для иных организаций, регионов, отраслей
  • используемые показатели (критерии, индикаторы) результативности, включая методику их сбора и определения, валидны и надежны

2.3. Тиражируемость практики:

  • инструментальность описания,
  • возможность адаптации для применения в иных регионах, отраслях, организациях,
  • достаточность информации для внедрения
  • экономическая целесообразность (ресурсная доступность)

3. Требования к структуре описания лучших практик

Структура описания лучших практик должна включать:

3.1. Наименование практики

3.2. Краткая характеристика практики: исходная ситуация, проблема(ы), которую надо решить, и проектная идея, позволяющая это сделать

3.3. Результаты и(или) показатели, на которые повлияло внедрение (социально-экономические и образовательные эффекты)

3.4. Актуальность практики

3.5. Нормативная правовая база практики

3.6. Полное описание практики (строится в зависимости от характера практики, включает организационную модель (механизм, технологию), нормативные правовые акты (для регионального уровня при их наличии), нормативные акты (для отраслевых практик при их наличии), локальные нормативные акты, фиксирующие практику, описание необходимых ресурсов и способов их привлечения (материально-технических, кадровых, информационных, финансовых, включая при необходимости бизнес-план)

3.7. Типовая дорожная карта внедрения

3.8. Условия, обеспечивающие устойчивость практики, ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

3.9. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии)

3.10. Список контактов.

4. Организация и проведение отбора лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом отечественного и международного опыта

Процедура отбора лучших практик включает четыре этапа:

4.1. Этап 1. Заявительный

Проводится путем размещения на сайте Национального агентства развития квалификаций (далее – АНО НАРК) информации об отборе лучших практик.

Заявки могут поступать непосредственно от претендентов на включение в базу данных лучших практик и в результате анализа организованных Базовым центром подготовки кадров АНО НАРК (далее – Базовый центр) отраслевых и региональных опросов с целью выявления лучших практик.

Заявка подается по установленной форме (Приложение1) и включает сведения об организации, номинацию отбора и резюме практики. Резюме практики содержит информацию, относящуюся к пунктам 2.1-2.3 данного Порядка.

4.2. Этап 2. Предварительный отбор заявок

Предварительный отбор осуществляется на основе резюме практики. Оценивается соответствие практики критериям актуальности и результативности (см. пп. 2.1-2.2. настоящего Порядка).

Для проведения предварительного отбора создается экспертная комиссия. В экспертную комиссию входят представители отраслевых советов по профессиональным квалификациям (при наличии заявок по соответствующему профилю), сотрудники АНО НАРК. Состав экспертной комиссии - не менее 5 человек. Отбор осуществляется абсолютным большинством голосов.

По результатам предварительного отбора заявок претенденты на включение в базу данных лучших практик уведомляются о допуске к следующему этапу. Список организаций и резюме практик публикуются на сайте АНО НАРК.

4.3. Этап 3. Этап формирования полного описания практики, необходимого для тиражирования.

Участники, успешно прошедшие этап предварительного отбора, готовят полное описание практики в соответствии с пунктом 3 Положения.

Базовый центр организует консультации и методическую помощь по описанию практик.

Заявки могут быть дополнены материалами в поддержку практики: письмами, экспертными оценки, данными об участии в конференциях, конкурсах иных мероприятиях по распространению опыта, материалами, опубликованными в средствах массовой информации, иными документами.

На любом этапе проведения отбора лучших практик организаторы вправе запросить у претендентов отбора лучших практик дополнительные документы и (или) информацию, связанную с их заявкой.

4.4. Этап 4. Итоговый отбор и определение победителей

Итоговый отбор и определение победителей осуществляется на основе полного описания практики.

Для проведения итогового отбора и определения победителей создается экспертный комитет. В экспертный комитет входят представители учредителей Национального агентства развития квалификаций, общественных организаций и объединений работодателей, иных заинтересованных организаций и ведомств.

Включение практики в базу данных лучших практик осуществляется при условии положительной оценки по критериям актуальности, результативности и тиражируемости (см. пп. 2.1-2.3. настоящего Порядка) квалифицированным большинством голосов (2/3 членов экспертного комитета).

Определение победителей осуществляется по каждой номинации с учетом значимости и признания практики на региональном, межрегиональном, федеральном или отраслевом уровне. Оценка проводится на основе подтверждающих документов (писем поддержки, данных об участии в конференциях, конкурсах, иных мероприятиях по распространению опыта, материалов, опубликованных в средствах массовой информации и иных документов). Каждый член экспертного комитета может проголосовать за одну практику по каждой номинации. Победителем признается практика, набравшая абсолютное большинство голосов. Экспертный комитет имеет право не определять победителя или определить несколько победителей по номинации.

5. Заключительные положения

5.1. База данных лучших практик размещается в открытом доступе на информационном ресурсе Базового центра.

5.2. Организации-победители торжественно награждаются. Победители по номинациям могут быть приглашены для выступления на мероприятиях по обмену опытом, обучения лучшим практикам, а также в качестве преподавателей соответствующих дополнительных профессиональных программ.

5.3. Победители отбора лучших практик по каждой номинации получают статус пилотных площадок и поддержку (в том числе финансовую) по тиражированию, масштабированию данной практики. В случае отказа организации победителя от статуса пилотной площадки, таким правом сможет воспользоваться организация, практика которой внесена в базу (при соответствии критериям пилотной площадки).

5.4. Базовый центр осуществляет консультирование пилотных площадок, мониторинг их деятельности, содействует тиражированию практики в других регионах.

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России